Как потребителю защитить свои права в сфере ЖКХ?

12 апреля 2018 года в Минске прошел тренинг для представителей сферы ЖКХ и общественности Ивьевского и Вилейского районов. На нем были рассмотрены вопросы предоставления жилищно-коммунальных услуг. Участники расширили свои знания о правовых основах, нормативных требованиях и проблемных аспектах защиты потребителей.

Мероприятие открыла исполнительный директор МОО «Экопартнерство» Алина Бушмович, которая подчеркнула важность диалога между поставщиками коммунальных услуг и потребителями. Реализуемый организацией проект «Потребность в эффективном управлении жилищно-коммунальным хозяйством», финансируемый Европейским союзом, способствует внедрению принципов социальной подотчетности в сферу ЖКХ двух районов. 

С презентацией государственной политики в области ЖКУ, их понятий и видов, а также нормативных требований выступила Наталья Кухарчик, эксперт в области жилищного законодательства. Она подчеркнула, что все жилищно-коммунальные услуги разделяют на основные и дополнительные. В свою очередь основные ЖКУ должны предоставляться в обязательном порядке, т.е. исполнитель не имеет права отказаться от предоставления, а потребитель - от потребления этих услуг (за исключением отдельных случаев). К таким услугам относятся техническое обслуживание жилого дома, текущий ремонт,  капитальный ремонт, санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома,  холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение,  электроснабжение, теплоснабжение, техническое обслуживание лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами.

На вопрос из зала «А если я не хочу платить за отопление?» Наталья Кухарчик отметила:

‒ В любом случае, дом ‒ целая система, функционирующая, как единый организм. Даже если вы отключите тепло в своей квартире, то вашим соседям придётся повышать градус, потому что стены, пол и потолок вашей квартиры не будут их согревать, как раньше. Это значит, что они заплатят в несколько раз больше. А представьте, если ваш сосед отключит тепло ‒ тогда будете мёрзнуть вы.

Заместитель председателя и юрист ОО "Городского общества защиты потребителей" Дарина Гулюта выступила с темой рассмотрения требований потребителя в связи с неоказанием ЖКУ, подчеркнув, что жилец может не платить, если услуги ЖКХ не предоставлены, согласно норме, или предоставлены с недостатками, например, небезопасны.

‒ Порядок рассмотрения претензий примерно таков: в первый день, когда вас что-то не устраивает, вы регистрируете претензию и передаёте её уполномоченному в организации лицу; в течение одного дня работник исполнителя должен прибыть на место (в случае аварии ‒ немедленно); затем работник осматривает неисправность и составляет претензионный акт. Не позднее пяти дней потребитель должен получить либо удовлетворительный ответ на исправление ЖКУ, либо мотивированный письменный отказ.

На рассмотрение претензий, относящихся к компетенции организации, она имеет 15-30 дней, однако, передачу претензий вне своей компетенции организация должна осуществить в компетентный орган в течении 5 дней и уведомить об этом потребителя.

О правовых аспектах совместного домовладения и общем имуществе рассказал Геннадий Калёнов, исполнительный директор и член правления Международной ассоциации менеджмента недвижимости (Минск). Для сравнения он рассказал об европейском опыте. По его словам, в странах «старой Европы»  кооператив – это собственник многоквартирных домов, которых у такого собственника обычно от 10 до 100 и более. Приватизация квартир в кооперативе запрещена и члены кооператива всегда имеют только пай. Кооператив может создавать «дочек» в виде ООО для управления и эксплуатации. В Швеции первое совместное домовладение (многоэтажный дом с несколькими собственниками) образовано в 2009 году. До этого были только кооперативы и арендные дома. В Норвегии среди многоэтажек только 10% являются совместными домовладениями.

‒ Отличительной особенностью многоквартирного дома является то, что в нём существует два вида имущества: индивидуальное (квартиры, офисы) и неделимое общее (лестничные клетки и лестницы, шахты лифта и сам лифт, коридоры, крыши, технические этажи, подвалы и проч.), ‒ пояснил Геннадий Каленов. ‒ При строительстве многоквартирного дома примерно 90-95% всего имущества ‒ общее. Поэтому право владения жилым помещением неразрывно связано с сохранением общего имущества. Свою долю этого имущества можно рассчитать, согласно Жилищному кодексу РБ (2008), статья 169, пункт 1. Эту долю ни подарить, ни продать вы никому не можете. Вы в коллективе собственников. Общее собрание занимает первое место в иерархии совместного домовладения. На втором идёт правление, и только потом ‒ председатель. Кстати, ещё одно большое преимущество знания своей доли от общего имущества в том, что вы не будете переплачивать по счетам: только за площадь и количество человек в квартире, а при существующих порядках в Беларуси невозможно не то, чтобы тарифы определить, но и саму долю на каждого собственника.

Мероприятие проводилась при поддержке проекта "Потребность в эффективном управлении жилищно-коммунальным хозяйством", финансируемого Европейским союзом. Проект реализуется МОО «Экопартнёрство» в партнерстве с ОО "Белорусского общества защиты потребителей", Ивьевского и Вилейского райисполкомов.

20 апреля 2018