Как организовать общественный мониторинг сектора ЖКХ?

15 декабря в Минске прошел тренинг «Общественный мониторинг сектора ЖКХ». В нем приняли участие представители Ивьевского и Вилейского районов. Участники тренинга получили возможность изучить опыт Таджикистана в организации общественного мониторинга водного сектора, а также обсудить разработанный проект программы мониторинга предоставления жилищно-коммунальных услуг в двух районах.

Исполнительный директор РОО «Союз потребителей Таджикистана» Ильхом Абидов рассказал участникам тренинга о проекте «Улучшение общественной подотчетности в секторе питьевого водоснабжения», который реализовывался в Таджикистане при поддержке программы Всемирного банка и был направлен на улучшение взаимодействия потребителей и поставщиков.

Ильхом Абидов отметил, что несмотря на то что Таджикистан является богатейшей страной по водным ресурсам, однако ее население испытывает трудности в доступе к чистой питьевой воде. После распада Советского Союза системы водоснабжения Таджикистана долгое время никому не принадлежали и соответственно не содержались в должном порядке. К 2000 году только 43% населения Таджикистана имели доступ к чистой питьевой воде.

Последние годы правительство Таджикистана вело активную работу по восстановлению существующих и строительству новых систем водоснабжения и это привело к тому, что на сегодняшний день доступ населения к чистой питьевой воде увеличился до 57% (в некоторых населенных пунктах этот показатель достигает 90%).

Для того, чтобы улучшить взаимодействие между поставщиками и потребителями и таким образом продлить сроки эксплуатации систем водоснабжения была создана рабочая группа, в которую вошли представители различных предприятий и ведомств.

В начале своей работы рабочая группа определила индикаторы услуг питьевого водоснабжения: качество, безопасность питьевой воды и услуг водоснабжения, надежность, нормы водопотребления и санитарные требования. Затем были подготовлены и изданы информационные материалы, которые были направлены на повышение осведомленности по вопросам водоснабжения не только для простого населения, но и для поставщиков и представителей властей. На заключительном этапе была разработана система мониторинга услуг питьевого водоснабжения, которая основывалась на постоянном участии граждан.

Наибольшую эффективность продемонстрировала работа «общественных советов», которые были созданы при водоканалх и куда вошли представители потребителей услуг, которых, к слову, в совет входило значительно больше.

О работе «общественных советов» Таджикистана подробно рассказал Насриддин Юлдашев, представитель исполнительного органа государственной власти района Рудаки. «Общественный совет», собираясь раз в месяц, выносил на обсуждение вопросы, касающиеся качества и доступности услуг по водоснабжению, все решения, которые принимались советом носили рекомендательный характер. Члены «совета» проходили обучение по проведению опросов населения и в рамках этого компонента проекта были разработаны карточки обратной связи. Такая форма проведения опроса хорошо показала себя в работе, поскольку вопросы, включенные в карточку, были четкими и закрытыми (например, Довольны ли Вы качеством питьевой воды? Да/Нет), что не требовало большого количества времени от респондента для того, чтобы дать ответ.

Кроме прочего, члены «Общественного совета» осуществляли контроль за деятельностью водоканалов. На первом этапе были разработаны журналы регистрации обращений, где было необходимо фиксировать все поступающие от потребителей жалобы и предложения. Однако в ходе мониторинга этих журналов было выявлено, что такие записи ведутся не всегда. В результате было разработано программное обеспечение «Диспетчерская», где автоматически стали фиксироваться все подобные обращения и жалобы. Благодаря этому проекту в Таджикистане смогли внедрить различные механизмы мониторинга услуг питьевого водоснабжения, а эффективность деятельности общественных советов признали сами поставщики.

Также на тренинге участники смогли ознакомиться с проектом программы мониторинга предоставления жилищно-коммунальных услуг в Ивьевском и Вилейском районах и смогли обсудить конкретные индикаторы, по которым возможно проводить мониторинг.

Проект программы мониторинга был представлен местным экспертом по социальной подотчетности, Андреем Бахматом. В своей презентации он сделал акцент на тех показателях деятельности предприятий ЖКХ, недостаток информации по которым отдельно отмечали участники опроса, проведенного в Вилейском и Ивьевском районе по качеству предоставляемых услуг. Эксперт также отметил, что организация подобного мониторинга даст возможность достичь значительных практических результатов (например, улучшить производственные показатели, выявить слабые стороны деятельности, расставить приоритеты).

Во время работы в группах участники обсудили вопросы, касающиеся формирования инициативных групп, подобных «общественному совету» в Таджикистане, которые смогут участвовать в мониторинге предоставления услуг ЖКХ. Также каждая группа в активном обсуждении придумывала, как организовать работу такой инициативной группы и планировала мероприятия, которые позволят организовать работу наиболее эффективным способом.

Тренинг проводился в рамках проекта "Потребность в эффективном управлении жилищно-коммунальным хозяйством", финансируемом Европейским союзом. Проект реализуется МОО «Экопартнерство» при поддержке ОО "Белорусского общества защиты потребителей", Ивьевского и Вилейского райисполкомов.

15 января 2018