В Минске обсудили необходимость социальной подотчётности в ЖКХ

Какой информации не хватает потребителям о работе жилищно-коммунальных служб? Насколько широко поставщики жилищно-коммунальных услуг предоставляют информацию о своей работе?

Об этом шла речь на семинаре “Социальная подотчётность как инструмент повышения качества жилищно-коммунальных услуг”, который прошел 20 июля в Минске. В мероприятии приняли участие представители районных исполнительных комитетов, сектора ЖКХ, общественных организаций и другие заинтересованные.

На мероприятии были представлены результаты исследования степени удовлетворенности потребителей качеством жилищно-коммунальных услуг, проведенного в Вилейском и Ивьевском районах.

− 20-25% граждан в ходе анализа в Вилейском и Ивьевском районах назвали главной проблемой низкое качество питьевой воды и её слабый напор, причем 80-85 % согласны дополнительно платить за решение этой проблемы, − отметил заведующий лабораторией экономических проблем в строительстве ОАО "НИИ Стройэкономики" Андрей Бахмат. −  Однако 14-17% всех опрошенных высказали безразличие по вопросам ЖКХ, что сигнализирует о подрыве доверия граждан к данной отрасли. Более подробно с результатами исследования можно ознакомиться на сайте ecopartnerstvo.by.

Одной из причин такого отношения эксперт назвал отсутствие у потребителя информации о том, как формируются тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Эксперт порекомендовал размещать информацию о формировании тарифов, расходов ЖКХ, планах по развитию сектора в широком доступе, например, на интернет-ресурсах и местных СМИ, печатать в жировках, а не ограничиваться объявлениями на информационных досках.

Андрей Бахмат привел пример Голландии, где местные СМИ каждую неделю публикуют показатели качества воды, обязательно обсуждают повышения тарифов на услуги, объясняя, куда пойдут деньги от выросших тарифов, например, на реконструкцию инженерных сетей.

На мероприятии были представлены белорусские примеры успешной практики взаимодействия ЖКХ и потребителей. Например, эффективным инструментом для информирования граждан о работе служб ЖКХ служит портал Мингорисполкома «Мой город – 115.бел». Интернет-ресурс позволяет потребителям сообщать коммунальным службам о проблемных вопросах и видеть решение по их обращению.

Немногие знают, что Минжилкомхоз выпускает целый ряд информационных ресурсов, которые дают своим читателям широкую информацию о работе служб ЖКХ и могут быть интересны, как специалистам, так и обычным потребителям. Наиболее динамично сейчас растет аудитория Портала коммунальной грамотности, подчеркнула главный редактор ГП «Жилкомиздат» Ирина Фомина.

О взаимодействии с потребителями через социальные сети рассказала исполнительный директор МОО "Экопартнёрство" Алина Бушмович. В рамках проекта Европейского союза "Потребность в эффективном управлении жилищно-коммунальным хозяйством" были созданы два информационных центра о работе ЖКХ в социальной сети Вконтакте, где местные жители могут задать вопросы и получить компетентные ответы, а также найти полезную информацию об обращении с отходами, водоотведении и другим темам. Благодаря проекту в Ивьевском и Вилейском районах начали проводится общественные приемные по вопросам жилищно-коммунальной сферы.

Международный опыт участия общественности в принятии решений в сфере ЖКХ представил эксперт в области электронного управления Департамента ООН по социально-экономическим вопросам (UNDESA), Юрий Мисников. По его мнению, для достижения эффективного взаимодействия ЖКХ и местных сообществ в Беларуси необходимо выполнения трёх пунктов: разработки законодательной базы, создания общественных координационных советов, а также открытость и прозрачность системы работы госорганов.

Семинар прошел в рамках проекта «Потребность в эффективном управлении жилищно-коммунальным хозяйством», который реализовывается МОО «Экопартнерство» совместно с Вилейским и Ивьевским райисполкомами и Белорусским обществом защиты потребителей.

Мероприятия проекта ЕС способствуют развитию социальной подотчетности в сфере ЖКХ, когда потребители получают возможность оценить качество жилищно-коммунальных услуг, вносить свои предложения по их улучшению и участвовать в управлении сектором.

 

31 июля 2017