Какой опыт обращения с отходами Болгарии можно использовать в Беларуси?

Каким образом собираются отходы в Болгарии? Как выглядят и работают болгарские полигоны, сортировочные станции и мусуроперерабатывающие заводы? Узнали представители белорусских организаций во время ознакомительного визита, организованного МОО «Экопартнерство» прошедшим летом.

От белорусской стороны в поездке участвовали представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства, ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов», Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, ЖКХ Минской области и УП Жилтеплосервис ЖКХ Пуховичского района.

Муниципалитет Софии представляет собой 24 района (в том числе 4 города – София, Банкя, Нови Искър, Бухово); население в 2009 г.   1 249 798 человек; ВВП в 2009г. – 34% от ВВП страны; площадь территории   1 342 км2 (1,2 % от территории страны). Таким образом, Столичный муниципалитет вносит наибольший вклад в развитие экономики Болгарии.

Политика управления отходами в Болгарии формируется как на основе национального законодательства, так и на основе законодательства ЕС. Основные принципы, реализованные в законодательстве: предотвращение образования отходов, загрязнитель платит, расширенная ответственность производителя, внедрение наилучших доступных технологий.

Морфологический состав коммунальных отходов уточняется один раз в 3-4 года и определяется отдельно для домохозяйств и субъектов хозяйствования непроизводственной сферы (предприятия торговли и обслуживания):пищевые отходы – 31 % в домохозяйствах и 21 % у предприятий; зеленые отходы и древесина – 8 % и 3 % соответственно; бумага и картон – 17 % и 34 %; текстильные отходы – 3 %; кожа и резина – 1 %; отходы пластмасс – 13 % и 19 %; отходы стекла – 9 % и 8 %; металлолом – 2 %; опасные отходы – 1 %; прочее – 15 % и 8 %.

Таким образом, система сбора отходов состоит из контейнеров для сбора смешанных отходов; контейнеров для раздельного сбора макулатуры, стеклобоя и отходов пластмасс; пункты приема вторичного сырья (порядка 50 единиц), где в год закупается около 100 тыс. тонн вторсырья; контейнеры для био-отходов (последние 5 лет контейнеры закупаются муниципалитетом и бесплатно выдаются населению, проживающему в частном секторе).

Организована система сбора отработанных батареек – организации торговли, которые реализуют батарейки, а также административные здания обязаны установить контейнер для их сбора. Перерабатываются отработанные батарейки в Болгарии и Румынии. Финансируется сбор за счет производителей и поставщиков, то есть в отношении батареек внедрен принцип «расширенной ответственности производителя» (РОП). За 2013 год собрано около 30 тонн различных элементов питания (в том числе автомобильных аккумуляторов).

Для сбора иных опасных отходов (например, ртутьсодержащие лампы, медпрепараты, лаки и краски) организована служба, которая по заявкам выезжает к населению и забирает указанные отходы. Также работает передвижной приемный пункт опасных отходов, который работает по установленному маршруту и графику. Обезвреживание ламп осуществляется в Румынии.

Контейнеры для сбора смешанных отходов обсуживаются муниципалитетом, в год вывозится порядка 380 тыс. тонн отходов. Эти контейнеры доставляются на 3 сортировочные линии. Стоимость сортировки тонны смешанных отходов составляет 35 лев (17 евро).

После сортировки выделяется 4 группы отходов:

вторичные материальные ресурсы, составляют 6 % от объема отходов, поступающих на сортировку;

RDF топливо   18 %, в настоящее время направляется на цементные заводы, но планируется его использование в системе теплоснабжения г. Софии;

мелкие инертные материалы (камни, земля и т.п.) – 33 %, которые используются для пересыпки полигонов;

отходы, подлежащие захоронению – 43 %, отходы захораниваются на санитарном полигоне, оснащенном системой улавливания газов.

С 2008 г. по 2013 г. объем отходов столичного региона, направленных на захоронение сократился в 2,4 раза (с 392,4 тыс. тонн в 2008 г. до 165,4 тыс. тонн в 2013 г.).

В настоящее время влажность получаемого RDF топлива 35-45 %, так как процесс извлечения проходит без сушки. Теплотворная способность такого топлива 13 МДж/кг. Отправляют его на цементные заводы в насыпном состоянии. На цементном заводе установлено оборудование для дополнительной подготовки (измельчение, сушка) RDF топлива к использованию. На цементных заводах RDF топливо используется в качестве добавки (15-30 %) к основному топливу (уголь).

В связи с низким качеством получаемого топлива цементные заводы взымают плату за его прием на использование 20-24 лева (10-12 евро) за тонну, однако эта плата меньше, чем налог за захоронение отходов на полигоне (32 лева или 16 евро за тонну).

Плата за сбор, вывоз, сортировку и захоронение отходов для населения составляет 0,016 от стоимости недвижимости (например, семья из 4 человек, имеющая жилье площадью 90 м2 платит 160 лев или 80 евро), для юридических лиц – 0,1 от стоимости недвижимости. Таким образом, юридические лица датируют население в части организации обращения с отходами, в настоящее время возможные варианты решения данной проблемы рассматриваются (например, увеличение платы для населения). Аналогичная система тарифов за обращение с отходами действует в Англии и Франции.

В результате изучения опыта обращения с отходами, организации работы с населением по раздельному сбору отходов, извлечению и переработке вторичного сырья в Болгарии, можно отметить следующие основные принципы функционирования системы обращения с отходами:

 одним из приоритетных направлений обращения с отходами, после принятия мер по безопасному их обращению, является повторное вовлечение отходов в гражданский оборот и максимально возможное сокращение объемов их захоронения; развитие системы раздельного сбора отходов, направленной на предотвращение попадания ценных и опасных компонентов в общую массу смешанных бытовых отходов, в том числе закрепление обязанности граждан по разделению отходов на законодательном уровне и создание системы контроля за соблюдением населением и организациями требований к обращению с отходами;

внедрение механизмов экономического стимулирования населения и организаций к сокращению объемов образования отходов;

возложение на производителей и поставщиков товаров и упаковки обязанности по организации и финансированию системы сбора и использования (утилизации) отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров и упаковки (принцип расширенной ответственности производителя и импортера   РОП).

Исходя из существующей практики обращения с отходами в Республике Беларусь и уже сформированной для этого материально-технической базы, основным направлением работы по совершенствованию системы обращения с отходами предлагается определить: развитие раздельного сбора отходов у источников их образования с выделением вторичного сырья и опасных отходов и дополнительно создание производств по переработке смешанных коммунальных отходов (мусороперерабатывающих заводов) в крупных городах. Это позволит обеспечить максимальный уровень извлечения вторичных материальных ресурсов из состава коммунальных отходов и дополнительно обеспечить использование оставшихся отходов (получение биогаза, использование теплотворной фракции).

Приобретенные в ходе командировки знания могут буть применены при разработке Концепции Государственной программы сбора (заготовки) и использования вторичного сырья в Республике Беларусь на 2016-2020 годы, Концепции обращения с коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами на период 2014-2020 годы, а также при рассмотрении региональных программ об обращении с отходами и вторичными материальными ресурсами, что позволит использовать положительный опыт Болгарии при формировании стратегии и принятии решений по вопросам обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь.

Ознакомительный визит в Болгарию для изучения системы обращения с коммунальными отходами проходил в рамках проекта «Разработка стратегии интегрированного управления коммунальными отходами для устойчивого развития Минской области, Республика Беларусь», финансируемом ЕС.

22 сентября 2014